Проверьте своего ребенка.

          1. Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

          2. Словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как обувь одежда, мебель, фрукты, овощи, насекомые и т.д.

·                  Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему ягоды, цветы, виды транспорта и т.д.

·                  Уметь определять название предмета по его признакам, например: сочный, круглый, оранжевый (апельсин), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.

·                  Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: дождь проливной, погода пасмурная, небо ясное, снег  холодный, пушистый и т.д.

·                  Уметь подбирать действия к предмету, например: бабочка (что делает?) летает, змея ползёт, кошка мяукает  и т.д.

·                  Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.

·                  Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как парикмахер, учитель, повар, но и токарь, кулинар и т.д.

·                  Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать и т.д.

·                  Ребёнок должен знать слова противоположного значения: холодный-горячий, здоровый-больной, найти-потерять, младше-старше, можно-нельзя  и т.д.

·                  Понимать переносные значения выражений: красна девица, золотое сердце, спустя рукава и т.д.

         3. Уже к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: один дом, а много дома, (гулял где?) за домом и т.д.

Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словоизменения можно предложить ему следующие задания: много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна кукла – а шесть … и т.д.

         4. Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словообразования можно предложить следующие задания:

·                  Подбери подходящее по смыслу слово: большой ковёр, а маленький …, маленькое окошко, а большое …

·                  Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …,

·                  Назови детенышей животных: кто у медведицы? – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

·                  Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

·                  У лисы хвост - лисий, а у зайца - …, у собаки- …, у кошки-… и т.д.

·                  Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

          5. Важно обратить внимание на связную речь ребёнка.

Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка в семье.

          Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивать о важных для него событиях. Внимательно слушать ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

          Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.